Новости рынка недвижимости

Закрытие сезона

Закрытие сезонаMoscow International Property Show, международная выставка зарубежной недвижимости, прошла в Москве, в ТЦ «Тишинка», 13-14 ноября 2009. Ее организатором традиционно выступила компания aiGroup.

По мнению специалистов, эта выставка стала еще одним свидетельством постепенного преодоления кризиса на рынке недвижимости. Достойному числу участников, их было 172, соответствовало рекордное число посетителей – около 8 тыс.

Как известно, выставочный сезон имеет два времени: первая сессия проходит весной, вторая – осенью. Обычно все заканчивается в ноябре, и участники выставок, так же как и посетители, расстаются до марта-апреля. Может быть, поэтому последняя выставка всегда считается самой ответственной и, как правило, собирает больше всего посетителей.

Так вышло и с Property Show, где за два дня побывало 7720 человек. Стоит заметить, что цифра эта точная, поскольку каждый посетитель Property Show получает персональный бейдж с индивидуальным штрих-кодом, данные которого считываются при входе. Организаторы некоторых выставок заявляют о десятках тысяч посещений, но пусть это останется на их совести. Как пояснил президент компании aiGroup Ким Ваддуп, «точность подсчета нужна нам самим, чтобы иметь реальное представление о том, как мы поработали», кроме того, никакими цифрами специалистов компаний-участниц не обманешь, если они видят, что организаторы с ними неискренни, то, конечно, реагируют на это.

Весенняя сессия нынешнего года позволила сделать вывод, что рынок зарубежной недвижимости устоял. Сейчас же, осенью, специалисты единодушны: можно говорить о выходе из кризиса. Любопытно было высказывание одного из посетителей. Проходя вдоль стендов, где были представлены тысячи объектов почти из сорока стран, он заметил: «Ну, и где тут у них кризис?»

Интересно проанализировать состав участников и стран, представленных на Property Show. Европа, Азия, Африка, Америка (Северная, Южная и Центральная), а также Австралия — покупателям предлагали любые направления. Цифры говорят сами за себя: на выставке можно было приобрести недвижимость, расположенную в 40 странах мира. Что касается компаний, то весь этот год прошел под знаком застройщиков.

Проблемы с кредитами вынудили многие девелоперов заморозить свои проекты, соответственно, меньше работы стало у риэлторов, да они и сами предпочитали не рисковать. Те компании, которые оказались в состоянии продолжать строительство, предпочитали самостоятельно работать с потенциальными покупателями. Но вот сейчас, в конце года, продавцы снова вернулись на рынок и ведут себя, как и раньше, очень активно.

А теперь поговорим о странах, пользующихся наибольшей популярностью у российских покупателей. На протяжении всего 2009 года лидером оставалась Болгария. Вот и на прошедшей выставке 36 компаний предлагали недвижимость этой страны.

По словам директора по развитию бизнеса компании Virtus Александра Вакатова, в ближайшие годы можно прогнозировать дальнейший рост интереса: цены здесь остаются доступными, а условия покупки удобными. Второй по представительству страной оказалась Испания – 27 компаний, работающих на испанском рынке, участвовали в Property Show. Специалисты уверены, что основной причиной, поддерживающей спрос, является благополучное состояние финансовой системы: в Испании и сейчас можно взять кредиты на весьма льготных условиях.

Все это было ожидаемо. Но если говорить о каких-то новых тенденциях, то, в первую очередь, следует упомянуть о возобновляющемся буме черногорской недвижимости. Президент компании Tradeuniqe holding Мирко Латинович так объясняет покупательскую активность: «Прозрачное Адриатическое море Черногории, богатая природа, качество строительства на высоте, цены разумны, отношение к россиянам исключительно доброжелательно, поэтому к нам и едут покупать!»

Отметим, что на Property Show черногорскую недвижимость предлагало 20 компаний, и по этому показателю эта страна сравнялась с Турцией, что само по себе отличный результат. Независимые специалисты также считают, что у недвижимости Черногории очень хорошие перспективы на российском рынке и уверенно предсказывают рост числа сделок.

Ольга Вольф Юджел, директор по продажам компании IPC, одной из серьезных причин черногорского бума называет инвестиции, осуществленные в экономику Черногории лидерами российского бизнеса. Очевидно, что если самые богатые и влиятельные россияне считают правильным вкладывать средства в эту балканскую страну, то это знак и для всех остальных инвесторов.

Что касается других стран-лидеров потребительского спроса, то их список изменений не претерпел: вслед за Болгарией, Испанией, Черногорией и Турцией следуют Франция, Италия, Кипр, Египет, Греция, Чехия. Рассказывая о предыдущей выставке Property Show, проведенной компанией aiGroup в Петербурге, мы отмечали активность компаний, предлагавших недвижимость стран Балтии, а также Финляндии.

Это можно было объяснить географическими причинами, все-таки для петербуржцев покупка дома или апартаментов в Латвии, Эстонии или Финляндии не является чем-то необычным – стоит недорого и ездить близко. Сейчас же, по окончании последней московской выставки осеннего сезона 2009, можно сказать, что речь идет не о петербургской особенности, а о тенденции. Похоже, в странах Балтии поняли, что их покупатель не на западе, а на востоке.

Раз уж мы коснулись темы «покупатель», остановимся на ней подробнее. Многие специалисты отмечали, что если раньше приобретение зарубежной недвижимости было доступно только людям, имеющим немалое состояние, то сейчас такая покупка стала делом обычным. На рынке наряду с элитными объектами появляется все больше, как ее называют, «бюджетной недвижимости», так что россияне, располагающие суммой в 40-50 тыс. евро, являются уже не потенциальными, а вполне реальными покупателями.

По мнению управляющего партнера компании Gordon Rock Станислава Зингеля, появление на зарубежном рынке тех, кто по западным меркам не дотягивает даже до среднего класса, свидетельствует о глубоких изменениях в сознании россиян, о возникновении рыночного мышления. Думается, эту тенденцию также следует отметить, как одну из наиболее важных.

Подводя итоги выставочного сезона 2009 года, президент компании aiGroup Ким Ваддуп, подчеркнул, что в этом году рынок зарубежной недвижимости подтвердил свою привлекательность и уникальность. По мнению специалиста, 2010 год станет первым годом роста и годом больших перспектив.

www.PropertyShow.ru

Поделиться в соцсетях: