Портрет российского покупателя недвижимости в Болгарии
Наши соотечественники — самые активные зарубежные покупатели недвижимости в Болгарии. На них приходится порядка 90 % заключенных сделок. Об этом заявила Мариана Даскалова, коммерческий директор компании GreenLife, на конференции по недвижимости BalREc.По данным компании, остальные 10 % составили поляки, англичане, скандинавы. Были запросы из Украины и Армении.
Среднерыночные цены вернулись к уровню пятилетней давности и составляют от 600 до 1 200 евро за квадратный метр. В 2007 году стоимость метра колебалась в диапазоне от 800 до 1 500 евро, в 2008 — от 950 до 2 200 евро. 35 % покупателей — семейные пары 40–60 лет.
Даскалова отмечает, что основные клиенты её компании — также россияне. Из них 65 % приходится на молодые семьи в возрасте 25–35 лет с детьми. Лишь 35 % — это пары более старшего возраста (40–60 лет).
Мотивация для покупки самая разная. Богатые клиенты руководствуются тем, что иметь хорошее жильё на болгарском побережье — престижно. Премиальный сегмент в Болгарии меньше всего пострадал во время кризиса.
Однако в основном россияне предпочитают роскошным объектам доступное жильё, поскольку сам болгарский рынок не ассоциируется у наших соотечественников с элитностью.
Обычно покупатели готовы заплатить до 30 000 евро за студию, до 60 000 евро за квартиру с одной спальней, до 100 000 евро за квартиру с двумя спальнями и 200 000 евро за дом.
Наши соотечественники стремятся купить жильё в рассрочку, но при хорошей цене и максимальных скидках готовы заплатить сразу 100 % стоимости.
До недавнего времени излюбленным местом россиян для покупки недвижимости был Солнечный Берег. Теперь специалисты отмечают возросший интерес к Созополю, Лозенцу, Царево и другим курортам.
Спросом пользуются квартиры в полностью достроенных комплексах с хорошим местоположением и максимальным набором опций. Много внимания уделяется качеству инфраструктуры.
Антония Вирт, председатель Международной федерации недвижимости (FIABCI) в Болгарии, утверждает, что наших соотечественников интересуют дома в непосредственной близости к пляжу с хорошим видом на море. Она также подтвердила, что плохое состояние болгарской инфраструктуры вызывает у покупателей сильное недовольство.
За российских покупателей Болгария конкурирует с более старым рынком Испании и с Черногорией. Но у Болгарии есть неоспоримые преимущества: географическая и культурная близость, родственный менталитет народов, общая религия, а также относительно лёгкие процедуры по заключению сделки и возможность получения многократной визы.
В следующем году Болгария должна присоединиться к Шенгенскому соглашению, что привлечёт ещё больше покупателей.
Антония Вирт убеждена, что должно измениться отношение к Болгарии как к дешёвому рынку. У страны хороший рекреационный потенциал, уникальные бальнеологические ресурсы. Есть все необходимые предпосылки для развития.
Маню Моравенов, исполнительный директор FairPlay Properties, считает по-другому: страна открыла правильную нишу, и это именно дешёвое жильё. Бóльшая часть россиян, инвестирующих в болгарскую недвижимость, располагают суммой до 50 000 евро.
«Более дорогостоящие объекты доступны всего для 10–15 % русских. Покупатели из России в основном принадлежат к среднему классу и ориентируются на покупку недвижимости в Центральной и Западной Европе», — комментирует Моравенов.
Болгария уже начала предпринимать существенные шаги в решении инфраструктурных проблем. ЕС инвестирует средства в ряд важнейших проектов, которые призваны наладить в стране современную систему дорожного сообщения. Не так давно начались работы по расширению и модернизации аэропорта в Бургасе.
Материал подготовлен проектом Tranio.Ru