Стамбул уходит под воду
Под Босфором открыт железнодорожной туннель, соединяющий европейскую и азиатскую части турецкого города. Турецкие власти рассчитывают, что национальный проект стоимостью в $5 млрд станет еще одной ступенькой на пути превращения Стамбула в мировой транспортный хаб. Жители и гости турецкого города надеются, что благодаря туннелю станет возможным разгрузить трафик. Экологи и сейсмологи предупреждают о рисках проекта.Официальное открытие первого подземного железнодорожного туннеля «Мармарай» под проливом Босфор, соединяющего европейскую и азиатскую части Стамбула, состоялось во вторник в Турции. Открытие туннеля, которое переносилось много раз, стало одним из главных событий в рамках празднования 90-летней годовщины основания Турецкой Республики и первым завершенным национальным мегапроектом. Церемонию открытия провели президент Турции Абдуллах Гюль и премьер-министр Тайип Эрдоган.
«На пристани в районе Учкудар на азиатской стороне, где происходит церемония открытия, собрались десятки тысяч людей, паромы переполнены. Вокруг дежурят полицейские, желающим посмотреть выступления первых лиц проходилось проходить через металлоискатели», — говорит очевидец происходящего в турецкой столице.
«У многих в руках плакаты с фотографиями Эрдогана и Ататюрка. Проходит морской парад. Но народу столько, что ничего толком не видно», — сетует он. Жители Стамбула связывают большие ожидания с этим проектом. «Надеемся, что это подводное метро разгрузит трафик в Стамбуле, который, кстати, от московского не сильно отличается», — сказал «Газете.Ru» бухгалтер Boğazıçı Yonetim Мехмет Телли.
Как отмечают турецкие власти, новая железнодорожная ветка прежде всего призвана уменьшить транспортную загрузку стамбульских улиц, обслуживая более миллиона людей в день. Это может снизить загруженность дорог города с почти 20-миллионным населением примерно на 20%. «Мармарай» позволит увеличить рыночную долю железнодорожного транспорта в городе с 3 до 27% — до уровня Парижа и Лондона.
Впрочем, проект может стать связующим звеном не только между жителями столицы. В его рамках планировалось и создание междугороднего сообщения с высокой пропускной способностью между городами Хелкали на европейской стороне и Гебзе — в Анатолии. Предусматривается строительство трех подземных станций и реконструкция более 30 станций на поверхности.
Сам туннель является частью проекта «Мармарай» по модернизации железнодорожной системы Стамбула, его название происходит от слов «Marmara» (Мраморное море, расположено к югу от туннеля) и «ray» (рельс).
Сооружение станет самым глубоким подводным погружным туннелем, состоящим из 11 секций, каждая длиной 130 м и весом до 18 тыс. т. Секции установлены на глубине около 60 м ниже уровня моря: 55 м воды и 4,6 м земли. Въезд в туннель расположен в Казлычешме на европейском берегу и в Айрылыкчешме — на азиатском.
История туннеля началась задолго до того, как Турция стала республикой. Идея соединить Европу и Азию железнодорожным сообщением под водой впервые возникла у султана Абдул-Меджидом I еще полтора века назад. Проект был утвержден французскими, британскими и американскими архитекторами еще в 1891 году. Однако технологические и финансовые сложности не позволили реализоваться этим планам. Лишь в конце прошлого века возобновились технологические и исследовательские работы, само же строительство началось в 2005 году по инициативе правительства Реджеп Тайипа Эрдогана.
Сооружение поручили японско-турецкому совместному предприятию. Стоимость строительства первоначально составляла $3 млрд, но в итоге выросла почти до $5 млрд, из которых $1 млрд инвестировал Банк Японии. Примечательно, что, когда инженеры начали раскапывать грунт, были обнаружены ценные археологические памятники. Это также затянуло строительство — первые тестовые поездки состоялись лишь в этом году.
«Проект, несмотря на то что его открытие назначено на национальный праздник, не столько политический, сколько экономический. В турецком городе явная нехватка инфраструктуры, особенно в части связи европейского и турецкого берегов. Более того, Стамбул претендует на звание международного хаба, этот проект, как и строительство третьего моста через Босфор, а также аэропорта в азиатской части, увязаны именно с этими намерениями», — объясняет директор Российско-турецкого научного центра ВГБИЛ Ильшат Саетов.
Впрочем, строительством оказались довольны не все. Некоторые представители властей отмечали, что место выбрано не очень удачное: в другом месте этот туннель был бы полезнее и лучше разгрузил бы дорожное движение. Кроме того, сооружение туннеля под проливом оказалось довольно рискованным с геологической точки зрения. Босфор находится в сейсмически активной зоне — всего в 16 км от Северо-Анатолийского разлома. Согласно данным минтранса Турции, в ближайшие 30 лет вероятность землетрясения магнитудой 7,5 составляет 65%. Вдобавок, в проливе, являющемся одним из самых загруженных в мире судоходных каналов, наблюдаются опасные двухуровневые течения со скоростью шесть узлов. Впрочем, власти уверяют, что туннель станет «самым безопасным местом в Стамбуле» с точки зрения угрозы землетрясений, поскольку его конструкция способна выдержать толчки магнитудой 9. Туннель попал и под традиционную критику экологов: представители Greenpeace выступали против сооружения, отмечая, что оно негативно отразится на морской флоре и фауне.
После церемонии открытия туннель будет работать лишь частично. О сроках его вывода на полную мощность пока не сообщается.