АНТОН ТАБАКОВ: ВКУСНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО.
O личном опыте покупки зарубежной недвижимости.
Перечислять жизненные достижения Антона Табакова можно бесконечно долго. Его творческий трудовой стаж, начавшийся в 1966 году с выходом картины «Четвертый папа», превышает четверть века и включает в себя множество ролей в театре, кино и на телевидении. Затем последовала эпоха самореализации в бизнесе: о столичных ресторанных проектах нашего героя говорят не только в Москве… Нашу беседу с Антоном Олеговичем мы решили построить вокруг гастрономии, путешествий и зарубежной недвижимости. Оказалось, что этот очаровательный, харизматичный и умнейший человек просто переполнен удивительными историями! Вкусно, интересно и эксклюзивно, только для читателей журнала International Residence!
В одном из интервью вы сказали, что после 50 лет удалитесь от дел, бизнеса. Удается следовать намеченному плану? Чем вы сейчас занимаетесь?
Не всегда наши декларации вступают в жизнь. Наверно, чтобы ничем не заниматься, должно пройти еще какое-то время. Сейчас, через 6 лет после 50-летия, я по-прежнему пытаюсь организовать жизнь своих детей, где-то сам подстраиваюсь под них. Правда, постепенно я стараюсь отказываться от всего, что требует постоянного присутствия и участия. Например, я оставил ресторанный бизнес и занимаюсь только теми проектами, которыми можно руководить удаленно.
Ваше свободное время — оно только ваше, или вы с кем-то его делите: с семьей, друзьями?
До 50 лет мне не удавалось, к сожалению, уделять много времени своим детям. Сейчас же свободное время я с удовольствием делю с семьей, по возможности — с друзьями.
«Во Франции, где я сейчас часто бываю, не найдешь молочных поросят. Обидно. Иногда думаю о них с большой теплотой и любовью».
Одно из ваших главных увлечений в жизни — гастрономия. Вы помните, когда и с чего оно началось? Любите ли вы сами готовить?
Гастрономия… Причинно-следственная связь — не совсем сытое детство. Не то чтоб не хватало продуктов, продукты были, но определенного формата. И, конечно же, в тот период времени, 70-80-е годы, хотелось чего-то большего. Хотелось изведать что-то недоступное, коим являлись разные гастрономические чудеса, которые иногда появлялись из-за рубежа. Количество продуктов на прилавках в то время было ограничено, и хотелось нечто большее. Мое пристрастие к кулинарии и гастрономии связано с тем, что я люблю вкусно поесть. Попытки из ничего сделать значительное переросли в увлечение, которое на тот момент давало возможность абстрагироваться и не думать ни о чем.
Многие думают, что мой папа гурман, но, по моей версии, он, как и я, человек, который очень любит вкусно поесть, а это немножко другое. У гурманов этот коридор пристрастий весьма узок. Я же, как и папа, ем практически все, и мне очень многое вкусно.
Кухня какой страны вам импонирует больше всего и почему?
Любая национальная кухня, как правило, несовершенна. Обязательно есть свои плюсы и минусы, и не всегда плюсов больше. У меня нет пристрастия, например, к азиатской, китайской, средиземноморской, мексиканской или русской кухне. Гамбургеры я люблю, а американскую кухню — не очень. Поэтому я никогда не привязываюсь к названиям. В Америке процветает один сетевой бизнес — China Grill. Это целая философия. Они придумали историю про Магеллана, который, путешествуя по миру, наслаждался различными яствами. И этот микс всевозможных блюд представлен в меню заведения, хотя ни «чайна», ни «гриль» даже близко там нет. Так и я, передвигаясь по миру, экспериментируя с различными блюдами, понял, что у меня нет привязанности ни к одной кухне.
Если же говорить о том, о чем я вспоминаю на чужбине, я крайне благосклонен к ракам. Раков, к сожалению, в Европе не едят. У них присутствуют лишь фантазии на тему ракообразных в виде лобстеров, мангустинов, креветок, омаров… Опять же во Франции, где я сейчас часто бываю, не найдешь молочных поросят. Обидно. Иногда думаю о них с большой теплотой и любовью.
«Когда все очень хорошо, ко всему привыкаешь. Знаете, это как котлеты. Какие бы ни были вкусные котлеты, каждый день их есть не будешь».
Как вы выбираете рестораны во время путешествий?
Это страшный секрет. Хорошо, раскрою его для вас. Существуют правила, согласно которым в любой точке земного шара можно найти правильное место. Итак, оно не должно находиться в туристической зоне. Заведение должно быть популярным у местного населения, а не у приезжих туристов. Фасад может выглядеть не так привлекательно, как здания наших престижных ресторанов; тем не менее внутри все должно быть уютным и отвечать санитарным нормам. Иногда какие-то заведения в Юго-Восточной Азии я обходил стороной, не смотря на то что там очень вкусно пахло. Потому что, на мой взгляд, их блюда представляли опасность для моей жизни.
В интернет-пространстве существуют такие поисковые системы, как TripAdvisor. Советую не ориентироваться на их ресторанные рейтинги, а, используя в качестве списка, посмотреть фотографии. Ведь люди едят глазами и кошельком. Что же касается отзывов, на основе которых составляют рейтинги, то в них описывается атмосфера, иногда аутентичность, подача определенных блюд, дороговизна или дешевизна, наличие или отсутствие алкоголя. Но никогда никто не пишет по поводу вкуса этой пищи, на Западе это не принято. Люди выбирают ресторан по имени, популярности, рейтингу, но не по тому, где вкусно. Потому что это очень субъективное понятие. Сколько людей, столько и мнений. Я всегда смотрю фотографии, по которым понимаю, насколько это заведение подходит лично для меня. Нахожу иногда просто фантастические места.
Какую часть своего свободного времени вы посвящаете путешествиям?
Я сейчас вкладываю в понятие «путешествие» передвижение по миру, хотя раньше мне так не казалось. К хорошему привыкаешь быстро, очень многому перестаешь радоваться. Когда мы жили в замкнутом пространстве в 70-е годы, первая поездка за рубеж была такой яркой! Заграница была тем местом, куда было невероятно сложно попасть, а сейчас это становится привычным действием, как почистить зубы, одеться.
Я передвигаюсь по разным частям света. Часто, чтобы показать разнообразие мира своим детям. Однако старшим уже давно сложно что-то навязать. Для них нет ничего лучше России и Прибалтики. Они не понимают, почему их должен привлекать климат, где нет снега и так много солнца. С возрастом я стал понимать, что от солнца действительно можно уставать. Для меня самый комфортный сезон в жизни и передвижениях — это весна и осень, когда не жарко, не душно и не влажно.
«Мне безумно нравится то место во Франции, где я сейчас живу. Это не чванливый Лазурный Берег, не помпезное Монако, не павлинья Ницца с Каннами. Дом находится на границе Франции и Италии».
Антон, ваша семья сейчас живет во Франции. Это ваше первое приобретение недвижимости за границей? Возможно, у вас был еще какой-то опыт покупки или аренды жилья за рубежом?
Не обладая достаточным опытом, будучи легким на подъем и доверчивым, когда-то давно я мог купить недвижимость, просто положившись на совет хорошего друга, не думая при этом, что хорошо бы на нее взглянуть или арендовать перед этим на несколько дней, чтоб понять, нужна она или нет. Я приобретал недвижимость, пользовался ею некоторое время, а затем продавал.
Один мой товарищ детства, в свое время разочаровавшись в популярных для новых русских местах, таких как Лазурный Берег, переехал в Чешме, фантастическое и неизведанное местечко под Измиром. Этот живописный турецкий городок находится не так далеко от Бодрума. Я приобрел там квартиру. Наслаждались Чешме года три, после чего я снова с легкостью с ней расстался. Также мне интересна Прибалтика. В Юрмале у меня есть недвижимость, с ней расставаться я не хочу. Это знаковое место для меня. С 1975 года я его очень люблю. Многие воспоминания связаны с Юрмалой.
Мы имели неудачный опыт с недвижимостью в Париже. Париж — это замечательный город, очень красивый и уютный, очень трепетный, очень разный, но в основном для туристов или парижан. Если ты третья субстанция — не турист, но далеко не парижанин, это превращается в ад. Ты сталкиваешься со всеми проблемам развитого социализма, а Франция, к удивлению моему, именно такова. Очень хорошо помню, как я жил в нашем социалистическом государстве. Жизнь в Париже мало чем от нее отличалась. Также все непросто и иногда невозможно. Через четыре года сбежали на границу Франции и Италии.
Мне безумно нравится то место, где я сейчас живет моя семья. Это не чванливый Лазурный Берег, не помпезное Монако, не павлинья Ницца с Каннами. Дом находится на границе, в 35 минутах от международного аэропорта, практически рядом с Рокобрюн-Кап-Мартен. Я вполне самодостаточно передвигаюсь в направлении Вентимильи в Италии, Сан-Ремо, Форте-дей-Марми и Флоренции. Очень люблю Италию, но именно базироваться там для меня немного обременительно. Бывая во Франции, я свободно и очень часто путешествую по Италии. Мне ничто не мешает получать удовольствие от ее городов, провинций и регионов.
Есть ли у вас в сердце такое место на земле, куда вам хочется возвращаться вновь и вновь? Как вам кажется, вы уже нашли «свою» страну — ту, в которой вам максимально комфортно?
Всегда хочу возвращаться в одно место — на излучину реки Истры, где бываю я крайне редко. Это замечательное место, и там у меня очень много воспоминаний. Счастлив, что мою привязанность к этому месту разделяют и мои дети — это то, что нас сильно объединяет.
Сейчас же моя семья живет во Франции, здесь комфортно. Когда нахожусь в долгих разъездах, тянет и сюда тоже, но не с таким магнетизмом, как на Истру. Если бы не человеческая сущность, благодаря которой тянет только туда, где нас нет, наслаждения от этого дома я получал бы гораздо больше. Согласен с одним моим товарищем детства, который пришел к тому, что все нужно получать немножко через преодоление. Потому-то, когда все очень хорошо, ко всему привыкаешь, все становится не так интересно. Знаете, это как котлеты. Какие бы ни были вкусные котлеты, каждый день их есть не будешь.
Получив огромный опыт в приобретении недвижимости, какой вы сделали вывод? Теперь вы предпочитаете приобретать апартаменты или дом с землей? Чем обусловлен ваш выбор?
В России у меня дом и земля. Во всех других случаях, как правило, я приобретаю апартаменты со всей атрибутикой домашней жизни. В Прибалтике была история смешная…
Несколько лет назад, когда рынок зарубежной недвижимости был на подъеме, мне удалось приобрести в Прибалтике две квартиры в новом доме. Планировал, что одна квартира будет для детей, а другая для нас с женой. Квартиры были с террасами, где я предполагал разместить мангал и кухню. Через год, когда дом получил уже документальный жилой статус, мне необходимо было подписать правила пользования домом. Там было написано: «Категорически запрещено пользоваться барбекю и мангалом». Я был вынужден отказаться от сделки. Ведь при покупке меня заверили, что пользоваться мангалом я смогу. Это был принципиальный для меня вопрос. В результате ради меня документацию из «категорически запрещается» переписали в «категорически запрещается за исключением такой-то квартиры».
Я по-прежнему следую традиции, приобретаю недвижимость в собственность, если у меня есть в этом необходимость. Для меня это очень удобно, является той радостью жизни, от которой я не хочу отказываться.
Тенденция нового времени — покупка квартиры или дома с готовым интерьером. Вам импонируют хорошие готовые решения? Или вы сторонник создания неповторимого образа личного и семейного пространства?
Мне никогда не удавалось найти готовые решения, которые устроили бы меня хотя бы на 60-70%. Для большинства людей достаточно иметь стильный интерьер, чтобы было чисто, богато и с брендами. Я другой. Всегда и все я стараюсь сделать сам, часто выбирая излишне сложный путь. Мой рационализм позволяет довериться архитекторам и дизайнерам крайне редко.
Был удачный опыт сотрудничества с замечательным архитектором. Мы построили прекрасный дом из деревянного сруба, о котором мечтал тогда и продолжаю вспоминать сейчас, давно с ним попрощавшись.
Случилась также в моей жизни и не слишком удачная работа с дизайнером. Как-то я построил дом на Новой Риге. Дал задание дизайнеру функционально использовать пространство, поставил задачу не перекрывать вид на реку, использовать определенные материалы. В итоге получил нечто несуразное. Я попытался вдохнуть в дом жизнь и по-своему задекорировал пространство. Получилось неплохо, можно даже назвать стильным жильем. Я не являюсь сторонником какого-то определенного стиля, из каждого беру что-то свое, создавая свое уникальное пространство.
«Я очень долго искал во Франции место, которое захотел бы прибрести. В конечном итоге я нашел то, о чем мечтал всю свою жизнь, и ничего другого мне не надо».
Что вы порекомендуете нашим читателям, многие из которых задумываются о покупке недвижимости за рубежом? На что стоит обратить внимание? Что бы вы в заключение пожелали им?
Рекомендуется не торопиться с принятием такого решения. Знаю это по собственному опыту. Я очень долго искал во Франции то, что захотел бы прибрести. Очень расстраивался, когда не выходило задуманного. Теперь я понимаю, что напрасно нервничал. Не нужно спешить. Ведь в конечном итоге я нашел то, о чем мечтал всю свою жизнь, и ничего другого мне не надо. Не торопитесь, если даже вам кажется, что это удачный выбор. Не вступайте в сделку сразу. Поживите там, взяв жилье на пару дней в аренду. Вы сразу поймете, насколько вам там комфортно.
Мой личный опыт также подсказывает, что инвестиции в недвижимость хороши, когда вы пользуетесь ею. В тратах на содержание дома или квартиры есть смысл, только если вы проживаете там не менее 2 месяцев в году. Надо понимать также, что чем дороже недвижимость, тем дороже ее содержание.
Что ж, а в заключение всем читателям журнала International Residence я пожелал бы здоровья, счастья и, конечно же, терпения в подборе дома вашей мечты. Все получится.
Беседовала Светлана Андрюкина,
главный редактор
журнала International Residence