Знакомый незнакомец
«Россияне открывают для себя Черногорию…» Право же, трудно придумать более странную фразу. Религия, искусство, экономика, политика — все эти, столь различные, сферы объединяют нас не одно столетие. Еще в школе мы открывали Пушкина и читали: «Черногорцы, что такое? / Бонапарте возгласил. / Правда ль, это племя злое / Не боится наших сил?» Племя очень даже дружелюбное, но никого не боится. О чем узнал и Наполеон, и все прочие завоеватели, заканчивая Гитлером. А были ведь еще уроки истории, где нам рассказали о том, что Петр готовил капитанов для русского флота не только в Голландии, но и в Черногории, потому что местные мореходы были «зело искусны». До недавнего времени здесь в ходу была поговорка: вместе с Россией нас 200 миллионов. Ну народу у нас стало поменьше, а по сути — все верно.
Русским не все равно, куда ездить и где жить. Экономические аргументы весомы, но не исчерпывающи. Среда нейтральная и даже равнодушная, которая вполне приемлема для обыкновенного европейца, русскому не подходит. А вот если мы чувствуем к себе расположение — тогда совсем другое дело. Поэтому наши соотечественники с таким удовольствием ездят в Болгарию, на Кипр. И там же охотно покупают недвижимость. Конечно, в этом ряду особое место принадлежит Черногории. Если бы чувства, испытываемые одним народом к другому, можно было конвертировать, то у чувств черногорцев к россиянам был бы самый высокий курс.
Черногория… Говорят, это маленькая страна. Как сказать… С одной стороны, всего 700 000 населения — у нас города, где столько жителей, не считаются особо крупными. С другой — территория не так уж мала, почти 14 000 км2. А главное — береговая линия растянулась аж на 293 км, причем пляжи занимают почти 120 км. Да какие пляжи! И песчаные, и покрытые галькой, и обустроенные, и дикие (которые, заметим, пользуются особой популярностью, потому что представляют собой образец нетронутой природы). Все это огромный ресурс, который теперь, после всех разделов, распадов и окончания действия санкций, способен вытащить экономику страны, пребывающую не в лучшем состоянии. Здесь будет развиваться туризм, здесь можно строить еще лет пятьдесят, и сюда будут снова и снова приезжать, чтобы отдыхать, путешествовать, а может быть, и просто жить.
Здешняя природа настолько богата и разнообразна, что должна понравиться любому, даже самому капризному человеку. Вы хотите полазать по горам? Извольте. Между прочим, страна так и называется — «Черная гора». Вам желательно полежать без движения на пляже? Милости просим, все уже готово. Вам надо подлечиться? К вашим услугам великолепные курорты. Назовем лишь один из них, отлично известный по всей Европе курорт Игало, целебные грязи которого помогают в лечении опорно-двигательного аппарата. И не забудьте, что еще в 90-х Черногории было вполне официально присвоено звание «экологически чистой территории», а чуть позже страна была названа «европейским природным парком».
Черногорию можно изучать вдоль и поперек. Не подумайте, что это мы для красного словца — именно вдоль и поперек. Путешествие вдоль береговой линии может длиться бесконечно долго — там все располагает к отдыху. А о перспективах прибрежного строительства мы уже говорили. Но если двигаться вглубь страны, впечатления будут никак не меньшими. Крошечные прибрежные города, старинные крепости, соединившие в себе стили всех завоевателей. И, конечно, монастыри. Самый старый из них, Враньина, был построен в первой трети XIII в. Большинство доживших до нашего времени обителей датируются XIII-XIV вв. Действующих монастырей в Черногории около десяти, и расположены они по большей части на островах, что и не удивительно: монастырская жизнь основана на уединении, посетители, особенно праздные, там не нужны.
Если вы хотите двигаться дальше вглубь Черногории, то вы увидите царство нетронутой природы. Это третья и, может быть, самая замечательная составляющая ландшафта страны. Черногорцы хорошо понимают ценность того, что досталось им, если так можно сказать, само собой, без всяких усилий, и умеют ценить этот подарок судьбы. В Черногории нашлось место для четырех национальных парков — Дурмитор, Ловчен, Биоградская гора и Скадарское озеро. Здесь расположен каньон Тара, между прочим, самый глубокий в Европе. Вообще-то Черногорию иногда называют озерным краем. Нет, есть, конечно, места в Европе, где озер больше, но мы же не о количестве. Так что есть у черногорцев основания гордиться своими озерами. А вот о Скадарском озере обязательно надо рассказать отдельно. Во-первых, оно самое большое на Балканах. Во-вторых, оно такое большое, что не все поместилось в Черногории, и треть его находится в Албании. И наконец, природа отлично потрудилась над береговой линией: она непредсказуема, изощренна, причудлива — тут подойдет любое определение. На Скадарском озере обитает бесчисленное множество птиц. Сколько именно, сказать не возьмемся, но что касается видов, то усердные ученые насчитали их 264 — цифра впечатляющая, правда? В любом, даже самом кратком путеводителе вы прочтете, что на Скадарском озере обитает кудрявый пеликан, и там находится единственное его гнездовье во всей Европе. Эта птица так хороша, что на озеро стоит приехать только ради нее, а ведь там немало и других пернатых, и они тоже вызывают восхищение. Что касается рыб, то их там около 40 видов. Много это или мало, судить не беремся, тут надо профессионалов спросить или хотя бы рыбаков. В любом случае, рыбалка на озере совсем не скучная.
Все, о чем мы говорили до сей поры, скорее связано с отдыхом и развлечениями. Специалисты предупреждают: надо четко разделять понятия «отдых» и «инвестиции». Если неправильно сформулирована задача, результат может быть огорчительным. Так бывает почти всегда. А вот Черногория и в этом смысле относится к числу исключений. Черногорский рынок недвижимости, растущий, ивестиционно емкий, позволяет сочетать и даже менять по ходу дела задачи. Очень часто путешественник, приехавший сюда с простой целью — поваляться на пляже, полазить по горам — уже во время своего пребывания понимает, что хотел бы как-то более надежно связать себя с местным краем. И приступает к поискам недвижимости.
Уже отмечен парадокс: страны небогатые, к каким, безусловно, следует отнести Черногорию, не так тяжко переживают время кризиса. Во всяком случае, черногорская экономика (а вслед за ней и черногорская недвижимость) не «валится», что дает основания надеяться на успешное развитие событий. В ближайшие годы в Черногории будут строить, и стоимость новых объектов, вне всякого сомнения, будет расти. В сочетании с климатом и уникальной природой это дает тот самый эффект, который и позволяет говорить о безоговорочной привлекательности страны. Привлекательности, которая не на пару лет, а, скорее всего, — до конца нынешнего века.