Особенности национального вождения в Турции
Проще и интереснее всего открывать для себя Турцию, сидя за рулем автомобиля. Отсутствие пробок, хорошие дороги, потрясающие живописные виды вокруг и лояльность местной полиции превращают вождение в удовольствие.
Однако, стоит учитывать несколько важных моментов.
Для того, чтобы ездить по Турции, достаточно иметь при себе обычное российское водительское удостоверение, а также стандартные документы на машину. Трассы в Турции очень хорошего качества, в основном двухполосные, при этом почти везде есть ограждение от встречной полосы. Удобная вещь — мигающий желтый сигнал, висящий над дорогой, который предупреждает вас о приближение к светофору. В целом, дорожные правила не сильно отличаются от любых других. Скорость ограничения — в населенных пунктах — 50 км/ч, вне населенных пунктов — 90 км/ч, на автостраде — 120 км/ч.
Дороги достаточно хорошие, а все съезды, выезды, светофоры как-то настолько грамотно спланированы, что во время движения никто никому не мешает, на светофорах успевают завернуть, не задерживая при этом движение. Еще одна особенность — трассы часто петляют в горах, поэтому на этих участках дороги стоит быть особенно внимательными, тем более в сезон дождей.
Бензин в Турции на порядок дороже, чем в России, но чуть ниже, чем в Европе. В среднем 1 литр АИ-95 стоит 2,5 доллара США. Почти на всех заправках есть мойка, причем на многих заправках (например, на BP) она бесплатная. А пока моют машину, можно спокойно попить чайку. Почти на всех заправках есть небольшой супермаркет со всем необходимым и хорошо оборудованные туалеты.
Ориентирование на местности
Чтобы «читать» дорожные знаки особых знаний турецкого или английского языка не требуется, интуитивно вы и так всё поймете. К тому же, в Турции, в отличие от России, указатели стоят там, где нужно, поэтому довольно легко приехать туда, куда вы хотите, даже не пользуясь картами и навигаторами. Если все-таки заблудились, стоит спросить дорогу у прохожих или на светофоре, у соседнего водителя, для этого достаточно будет улыбнуться и произнести искомую точку назначения.
Общительные местные жители сделают всё, чтобы хотя бы жестами помочь вам. Единственная трудность — скорее всего придется поплутать в спальных районах или во дворах. В той же Анталии или Алании застройка довольно плотная, большинство объектов недвижимости в Турции похожи один на другой, названия второстепенных улиц тоже не отличаются особой креативностью (улица 2015, улица 3014 — довольно обычное явление). Названия улиц подписаны чаще всего только на основных дорогах, причем таблички с ними расположены не на домах, а посередине дороги, что весьма удобно. Из экзотических знаков — «Осторожно! Черепахи!». Эти рептилии, особенно в осенний период в районе Белека, и правда могут невозмутимо переползать дорогу под носом вашего автомобиля.
Парковки и ночные пробки
Пожалуй, по сравнению с любым среднестатистическим российским городом, а тем более Москвой, проблемы с парковкой в Турции решаются гораздо легче. Конечно, летом, в разгар сезона, движение становится более интенсивным, а около популярных ресторанов и кафе не с первого раза удается найти свободное место. В центре Анталии или в Стамбуле, например, в Таксиме, есть несколько подземных платных стоянок, в среднем около 3-5 лир за 3 часа (60-100 рублей), в зависимости еще от типа автомобиля. Обычно, машины оставляют около домов даже на ночь, либо — на собственной парковке в комплексе. Вообще, не во всех домах или квартирах в Турции предусмотрены места под стоянку автомобиля, поэтому это часто является плюсом при выборе покупки.
Пробки в Турции — относительно редкое явление, которое вызвано либо аварией, либо ремонтом дороги. Можно наблюдать пробки ночью, в оживленных и тусовочных местах, куда, почему-то все стремятся попасть на машине, и обязательно припарковаться поближе к входу. Например, в Бич парке в Кониаалты в Анталии, или на набережной в Алании в разгар дискотечно-барного сезона. Но, конечно масштабы пробок сильно отличаются от российских. Оставалось только веселиться, глядя на эмоциональных турков, простоявших на светофоре целых 5 минут! Но повышенная эмоциональность турецких водителей — это особая причина для бдительности.
Какой турок не проедет на красный свет?
Надо признать, эмоциональность турков на дорогах носит беззлобный характер. Просто у них в крови кого-то обсигналить, дерзко обогнать, но при этом редко кто намеренно станет вас «подрезать» или прижимать к обочине. Правда, дорогу уступать тоже никто не будет. Как-то не принято это, также как и чисто по-московски резко перестраиваться из одного ряда в другой, а потом обратно. Таких маневров турки не оценят и не поймут. Также непринято пропускать пешеходов, о чем тоже стоит помнить, особенно если вы сами пешеход.
В целом турецкие водители крайне нетерпеливы. Стоит вам лишь секунду замешкать на светофоре, как вас оглушат своими сигналами сразу несколько стоящих позади машин. Тоже беззлобно. Это уже своего рода ритуал. На трассах турецких водителей тоже гёзлёме не корми, дай поприжиматься к заднему бамперу и посветить дальним светом, даже если ты едешь в левой полосе со скоростью 100 км/ч.
Помеху справа никто не отменял и в Турции, но на практике вы можете встретить просто стену непонимания на равнозначном перекрестке, причем водитель может запросто пропустить вас (хотя на самом деле главная дорога у него), или наоборот, нагло выехать со второстепенной дороги, при этом ругая вас последними словами. Будьте очень бдительны, и лишний раз лучше перестраховывайтесь.
Но самая яркая национальная особенность вождения в Турции — езда на красный свет. «Ну, никого же нет, чего ждать?!» — искренне удивляются водители и туристических автобусов, и долмушей (наши маршрутки), и респектабельных авто, и маленьких мотороллеров. Так что следует несколько раз внимательно оглядеться, прежде чем совершить любой маневр. Объясняется такое поведение просто — в Турции полицейские не стоят на каждом перекрестке и не прячутся за каждым кустом, чтобы совершить очередной «рейд». Но они есть, так что расслабляться не стоит.
Полицейские и штрафы
Офицеры дорожной полиции (Trafik Polisi) одеты в синюю униформу и ездят на бело-синих автомобилях. Если правила не нарушались, то полицейские на контрольном посту могут остановить автомобиль по следующим причинам:
— обычная проверка водительского удостоверения и документов на автомобиль;
— во время повышенной угрозы терроризма выполняется проверка отдельных автомобилей;
— проверка на потребление алкоголя или наркотиков (обычно это делается ночью в конце недели в районе, где есть рестораны и бары).
В Турции тоже есть радары, но и водители встречных авто тоже подмигивают, сигнализируя об «опасности». Правда, в некоторых местах вы можете увидеть табличку «Радар» (Radar, Hizli kontrol), а также электронные табло с обозначением вашей скорости, но сделано это не для сбора штрафов, а для того, чтобы предупредить водителя об опасном участке и оградить его от неприятностей. Что касается скрытых радаров, то в Анталии их можно встретить по дороге в Аланию и в Кемер, стоят чаще всего в одних и тех же местах, причем сам радар находится не в полицейской машине, а в гражданской, поэтому сразу ее и не заметишь, но опытные водители уже отличают эти машины. Говорят, их всего две — бордовая и серая.
Что касается спиртных напитков, по закону в Турции разрешено употреблять за рулем 800 мг пива (или 45 мг водки в эквиваленте). Многие с дозой перебарщивают, да и вообще факт, что ты за рулем, редко останавливает от стаканчика ракы или бокальчика вина. Местные «знатоки» уверяют, что при неблагополучных раскладах отделывались 50 лирами (около 1000 рублей), договариваясь чисто по-русски «на месте». Однако бывают в Турции и «честные гаишники», и тогда за 2 бутылки пива за рулем вам придется отдать 750 лир (около 15 000 рублей). Причем пререкания в таких случаях бесполезны. Так что, если собираетесь как следует расслабиться, лучше берите такси.
В целом местные гаишники более лояльные, чем отечественные: по кустам с радарами не поджидают, за двойную сплошную права не отбирают, за проезд на красный не штрафуют, да и редко вообще реагируют на такие «мелочи». На что обращают внимание: непристегнутый ремень безопасности, превышение скорости, злоупотребление спиртными напитками. Но зато расценки будут очень высокими, в среднем какое-нибудь нарушение может обойтись вам в 250 лир (около 5000 рублей). Причем, несмотря на общительность и миролюбивость полицейских, договориться с ними крайне сложно. Во-первых, они говорят исключительно по-турецки, во-вторых, если вас засек радар, то данные тут же обрабатываются какой-то компьютерной системой с которой «разобраться на месте» не получится. Правда, исключая ситуацию «радар», к иностранным туристам полицейские более лояльны, иногда могут без лишних разговоров улыбнуться на прощание и отпустить.
Если вам все-таки выписали штраф, вы можете оплатить его в ближайшем отделении Зираат банка (Ziraat bank), что-то типа Сбербанка. Причем, если сделаете это в течение 15 дней, то получите скидку 30% от суммы штрафа! К слову, в Зираат банке бывают очереди, но платеж можно сделать в Интернете на страничке банка по карте, тем самым сэкономив время.
Знаки
На турецких дорогах используются международные дорожные знаки, хотя особенности в их начертании, конечно, есть. К примеру:
DUR — аналог нашего "STOP"
YAVAS — снизьте скорость
TEK YOL — одностороннее движение
DIKKAT! — внимание, опасность
Otoyol — автомагистраль (зеленого цвета. Въезд на магистраль обозначается знаком синего цвета)
Radar — где-то стоит радар, поэтому скорость следует снизить.
Алёна Шкарупета
Директор по развитию компании "EmlakEstate"
+ 7 495 287 46 90
E-mail: info@emlakestate.ru
www.emlakestate.ru
Директор по развитию компании "EmlakEstate"
+ 7 495 287 46 90
E-mail: info@emlakestate.ru
www.emlakestate.ru
Опубликовано: 25.01.2010